Деятельность

Преодоление проблем во взаимоотношениях с приемным ребенком.

Приемные дети приходят разными путями в новую семью. Они могут быть «отказниками» с момента рождения или «подкидышами», найденными на улице, или изъятыми из своих кровных семей. Общее для них то, что они лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми, получать от них внимание и заботу.

Почему-то многим кажется, что забрав ребенка из государственного учреждения и окружив его семейной заботой и теплом, они непременно и моментально получат ответную любовь и нежность. Но этого почему-то не происходит — ребенок может оставаться замкнутым, отказываться от предложенного распорядка, демонстрировать плохое поведение, провоцировать конфликты, словно проверяя приемных родителей на прочность.

Причиной такого поведения является не испорченность детей или «порочные гены», истоником плохой социализации ребенка являются, в первую очередь травмы, которые им пришлось пережить. За плечами таких детей — отказ родных, гибель или асоциальное поведение родителей. В результате они несут с собой эмоциональный багаж нерешённых проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям. Такие дети бывают чрезвычайно сложны в воспитании, поэтому приемному родителю приходится при ежедневном общении с ребенком прививать ему нормы и правила поведения, принятые в обществе.

Как же выстроить общение, как сделать, чтобы все – и взрослые, и дети – слышали и понимали друг друга? Основными определяющими принципами в стратегии воспитания должны стать:

Терпение. Агрессия и недоверие к жестоко поступившему с ребенком миру не возникли в считанные минуты и не пройдут сразу, как ребенок обретет семью. Поэтому приемным родителям важно запастись терпением и не ожидать мгновенной эмоциональной отдачи.  Негативное поведение со стороны ребенка – это не стремление сделать плохо или больно, это сигнал о том, что плохо и больно ему самому. Детям, выросшим в травмирующих обстоятельствах, предстоит сделать много ошибок, набить шишки и научиться делать выводы. Это неотъемлемая часть взросления и воспитания. И если домашний ребенок успевает пройти часть пути еще в первые годы жизни, то с приемными этот путь необходимо пройти с нуля.

Не нужно принимать негатив на свой счет — он связан не с приемными родителями, а с травмами, которые пережил ребенок.

Четкие правила, последовательность во взаимоотношениях. Наличие свода правил поведения, ограничений и стимулов, поощрений и наказаний, которые не нарушаются «потому, что сегодня дождь или у мамы хорошее настроение» — это опорная точка, дающая ощущение устойчивости, необходимое таким детям. Но в первую очередь, чтобы наладить отношения с приемным ребенком, приемному родителю нужно быть готовым самому придерживаться установленной системы, не меняя и не оговаривая основные тезисы.

Игнорирование провокаций. Провокации и пробы границ дозволенного — неизбежные спутники воспитания не только приемных, но и рожденных в семье детей. Разве что приемные, в силу своего недоверия, прибегают к этой мере гораздо чаще.

Очень важно сохранять спокойствие, не выходить из себя, и в то же время — не потакать неуместным требованиям. Необходимо дать понять, что вас не спровоцировать на ответную агрессию и не разжалобить истерикой.

Следует спокойно пояснить, что вы любите ребенка, но заведенные правила, а также последствия соблюдения этих правил или нарушения никуда не исчезнет. Поэтому ни немедленного исполнения желаний, ни скандала все равно не будет. Когда страсти утихнут, и ребенок успокоится, не лишним будет обнять его, и просто поговорить по душам.

Учет интересов, прав и возможностей ребёнка. Бессмысленно от ребёнка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»).

Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения у ребенка. Важно вместе с ребёнком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребёнка.

Поощрение положительных изменений. Позитивное подкрепление побуждает детей продолжать и повторять совершенные ими действия. Формы позитивного подкрепления могут быть разные: похвала, признание успехов и способностей ребенка, благодарность, материальные поощрения (призы, символические награды). Безусловно, имеет значение, от кого исходит одобрение: чем более значимый человек благосклонно реагирует на действия ребенка, тем более вдохновляющим это становится для него. Важно упомянуть, что в процессе воспитания родителям кажется, что то, что делает ребенок правильно, - это естественно, поэтому они сами не особенно обращают на это внимание, да и ребенка стараются лишний раз не хвалить, чтобы «не загордился». А вот ругать и стыдить ребенка за ошибки считается очень действенным. Но на самом деле любой человек с большим удовольствием делает то, с чем у него связаны приятные чувства. И похвала естественным образом закрепляет правильное поведение ребенка. 

Забота не только о ребенке, но и о себе.  Для того, чтобы справиться с довольно серьезной задачей, человеку необходим запас сил. И без отдыха, а также элементарной заботы о себе и своем здоровье можно столкнуться с выгоранием — когда не остается сил даже на общение, а не только на мудрое воспитание.

В процессе воспитания приёмного ребёнка, наверняка каждая семья столкнется со своим собственным, уникальным случаем. Поэтому важно помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, и опыт детей навсегда останется с ними, что характерно и для всех нас. Как взрослые, мы должны осознавать существование данного опыта у ребёнка, и это может помочь нам не только справиться с конфликтами, но и помочь ребёнку стать счастливым и успешным.

 

 

 

Педагог-психолог Бабюк Н.В