Деятельность

Школьные трудности приемных детей

     Каждый родитель, родной или приемный, хочет своему ребенка добра. И старается приложить максимум усилий для того, чтобы ребенку было хорошо. Чтоб сын или дочь выросли умными, добрыми и нашли свое место в жизни. «Место в жизни» обычно означает способность адаптироваться в обществе, то есть получить образование, освоить какую-либо профессию, и уметь ладить с людьми.

     И школа, как раз создана для того, чтобы дети получали там необходимые знания
и умения – как в образовательной сфере, так и в социальном общении. Но поскольку «набор знаний» и методы обучения являются «стандартными», то дети с особыми потребностями, не умеющие быстро «вписаться» в систему общих правил, сталкиваются
с огромными трудностями в процессе школьного обучения.

     Для семей с приемными детьми образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность. Ребенок не хочет идти в школу, мешает учителю вести урок, не справляется с домашними заданиями или не хочет их делать. Причин этому может быть множество. Только поняв причину трудностей ребенка в школе, можно найти ключ
к проблеме.

     Во-первых, как правило, приемные дети часто имеют проблемы со здоровьем, поэтому, пытаясь найти причины, в первую очередь, нужно исключить медицинский аспект. Если ребенку тяжело дается школьная жизнь, проверьте, нет ли нарушения способности к обучению. Эти нарушения влияют на способ, которым мозг обрабатывает и сохраняет информацию. При этом ребенок сможет учиться, если ему будет предоставлена образовательная среда, в которой учитываются его особенности. Для большинства детей это означает преподнесение информации нетрадиционным способом,
с максимальным использованием всех органов чувств ребенка.

     Во-вторых, гиперактивность и дефицит внимания, которые  встречаются
у приемных детей довольно часто, тоже могут быть причиной нарушения к обучению.  Для родителей такой диагноз означает, что у ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, неуместная или избыточная активность. Ребенок может испытывать трудности при взаимодействии с другими детьми и взрослыми, в учебе. Он постоянно вскакивает, может ходить по классу, или провоцировать своим поведением одноклассников, срывая уроки. Наиболее эффективное лечение гиперактивности и дефицита внимания заключается в сочетании трех составляющих:

  • медицины;
  • индивидуального учебного плана;
  • техник управления поведением, используя которые родители могут научить ребенка управлять своим состоянием, держаться в рамках дисциплины и закреплять достигнутые результаты.

     В-третьих, школьные трудности у детей так, же могут быть обусловлены  проблемами при взаимодействии с одноклассниками и учителями (грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса). У самого ребенка могут усугубиться проблемы самооценки, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения сообщения о том, что его положение – в лучшем случае, «необычное». В этом случае важно помнить о том, что положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста в большей степени зависит от того, как к нему относится учитель, поэтому родителям важно научиться сотрудничать с учителями. Дать им возможность помочь себе и ребенку.

     И самое главное, то, насколько хорошо или, наоборот, плохо ребенок успевает
в школе, чрезвычайно сильно влияют ожидания родителей и учителей. Когда ожидания превосходят реальные способности ребенка, он будет разочарован, раздражен
и почувствует себя неудачником; эти ощущения неизбежно снизят его успеваемость
в дальнейшем или приведут к желанию вообще бросить школу. И наоборот необоснованно низкие ожидания могут быть в такой же степени губительны, поскольку они ограничивают предельные достижения ребенка. В данной ситуации дети не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Для того чтобы ожидания и разочарования родителей не оказались препятствием для развития ребенка нужно ответить на следующие вопросы:

  • Чего конкретно вы добиваетесь от ребенка?
  • Почему вы добиваетесь этой цели?
  • Предъявляете ли вы такие же требования себе и близким?
  • Хочет ли ваш ребенок того же, что хотите вы?
  • Может ли ваш ребенок достигнуть намеченной цели?

     Никакое образование не стоит того, чтобы ваши отношения с ребенком были разрушены,
а он пришел к выводу что «такой» он вам не нужен.

     В заключение хотелось бы отметить, что получить все и сразу невозможно. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Все, что в принципе возможно – в свое время будет, при условии хороших взаимоотношений и вашей разумной помощи и поддержки. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха! Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится и все школьные трудности останутся позади.

 

 

 

Педагог-психолог

отделения сопровождения замещающих семей

Бабюк Н.В.