Деятельность

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

 

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ).

           Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, восспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • требования по отношению к ребенку не обсуждаются, их выполнение жестко контролируется.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть    следующие варианты:

             1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

низкий уровень контроля и отсутствие теплоты в отношении к ребенку;

  • родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения;
  • родителей мало волнует душевное состояние ребенка, они, как правило, безразличны к его потребностям и запросам, не считают нужным обращать на них внимание
  • как правило, такие родители непоследовательно и неумело используют методы наказания и поощрения: могут наказать ребенка и тут же поощрить, лишь бы он только не закатывал истерик и не мешал родителям.

Особенности формирования личности ребенка:

  • при индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим.
  • существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки.
  • чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ

  • при этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений.
  • уровень контроля родителя по отношению к ребенку низкий, но отношения теплые.
  • руководящая роль родителей в такой семье незначительна, они не умеют или не хотят воспитывать ребенка, возможно, высоко ценят его личность, считая простительными различные слабости;

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

             1 вариант – свободный, но безучастный:

  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

             2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

 

(Статья подготовлена с использованием интернет-ресурсов)

Педагог-психолог Отделения сопровождения замещающих семей

Бабюк Н.В.